Когда Международный Олимпийский комитет выбрал город Сочи столицей XXII Зимних Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года, то подготовка к проведению этих игр стала настоящей национальной идеей, объединивший вокруг себя не только сочинцев, но и миллионы россиян, которые с энтузиазмом восприняли этот успех.
Строительство спортивных объектов ведется с применением самых передовых технологий и новейших разработок не только в сфере строительства, но во всех областях науки и техники.
Сегодня проект «Сочи-2014» является федеральной целевой программой. Главная ее цель – достойное проведение мероприятие международного масштаба. Также она направлена на экономическое развитие Краснодарского края в целом и повышение популярности и значимости спорта среди населения России. Координирует реализацию Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 гг.)» в части проектирования олимпийских объектов Архитектурный совет. |
Олимпийская инфраструктура «Сочи-2014» включает двенадцать основных спортивных объектов и две Олимпийские деревни, входящих в состав двух комплексов: так называемых, прибрежного и горного кластеров.
Среди объектов прибрежного кластера в Имеретинской долине планируется возвести:
- Олимпийский стадион (вместимость 40000 зрителей),
- Большую ледовую арену для хоккея (вместимость 12000 зрителей),
- Малую ледовую арену для хоккея (вместимость 7000 зрителей),
- Ледовую арену для фигурного катания и шорт-трека (вместимость 12000 зрителей),
- Конькобежный центр (вместимость 8000 зрителей),
- Ледовую арену для керлинга (вместимость 3000 зрителей),
- Площадь для церемоний награждения (вместимость 40000 зрителей),
- Олимпийскую деревню (вместимость 3000 человек).
К горному кластеру относятся:
- Хребет Псехако – Биатлон, Кросс и Лыжное двоеборье (вместимость 20000 зрителей (биатлон) и 16000 зрителей (лыжи)),
- Трамплины – Прыжки с трамплина и Лыжное двоеборье (вместимость 17000 зрителей),
- Горнолыжный курорт «Роза Хутор» – Сноуборд и Горные лыжи (вместимость 15000 зрителей (сноуборд) и 18000 зрителей (горные лыжи)),
- Горнолыжный комплекс «Альпика-Сервис» – Фристайл (вместимость 14000 зрителей),
- Санно-бобслейная трасса – Бобслей, Скелетон и Сани (вместимость 11000 зрителей),
- Дополнительная Олимпийская деревня (вместимость 2500 человек).
Уже весной началось согласование проектной документации горных и ледовых объектов, а также основной и дополнительной Олимпийской деревни.
В Сочи также полным ходом идет строительство объектов инфраструктуры, включая горнолыжный центр «Роза Хутор», новый терминал международного аэропорта Сочи, а также работы по расширению дорожной сети в Красной Поляне.
Завершение проектирования и строительства Олимпийских объектов в срок и в соответствии с утвержденным бюджетом гарантировано ФЦП.
На предстоящем в марте Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ 2008» планируется организация специализированной экспозиции «Сочи-2014», на которой будут продемонстрированы строящиеся объекты и планируемые к возведению.
В ходе работы круглого стола будут обсуждены вопросы создания госкорпорации по подготовке зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году, аспекты государственного участия в подготовке к Олимпиаде 2014 года. Планируются к рассмотрению вопросы привлечения инвестиций в Олимпийские проекты, и инновационные технологии, применяемые при возведении спортивных объектов, а также многие другие актуальные вопросы.
Новые возможности на «старом» месте
Однако, наряду с проектами, которые разработаны и реализуются в рамках государственной программы, стали появляться проекты, которые могут органично вписаться в процесс подготовки и проведения Олимпийских игр, и позволят стать городу Сочи и Краснодарскому краю в целом, зоной привлекательной для инвестиций, а также курортной зоной не только российского, но и мирового значения.
Возможно, это произойдет, благодаря известному голландскому архитектору Эрику ван Эгераату.
Азиатский размах на российских просторах
Предполагается, что остров, который будет создаваться с 2008 по 2013 год, станет гигантской курортной зоной. Он будет находиться в Хостинском районе, напротив горы Малый Ахун, в 13 км от аэропорта «Адлер» и в 14 км от Центрального сочинского вокзала. Такое расположение очень удобно, ведь остров расположится между тремя видами транспорта (водный, воздушный и наземный), а с материком будет связан мостом с четырехполосной автотрассой и двумя тоннелями.
Несмотря на то, что проект задуман к реализации именно в Краснодарском крае, изначально он не был привязан к проведению Олимпийских игр, хотя многие считают, что «Остров Федерация» и Олимпиада 2014 года – звенья одной цепи. Разработка искусственного острова в акватории Черного моря началась, когда еще не было уверенности в том, что именно Сочи будут принимать гостей, а Россия победит и получит право на проведение зимних Олимпийских игр. По словам самого архитектора, проведение Олимпиады не было «обязательным условием проекта», а стало «приятным совпадением», благодаря которому проекту был дан «зеленый свет». Ведь искусственный остров оценил сам Президент России Владимир Путин. Сейчас возведение новых туристических объектов в крае в непосредственной близости от моря затруднено, а инвестиционная привлекательность города выросла в разы. Ведь помимо возведения новых объектов и кардинальной реконструкции старых, город должен будет изменить свою сложившуюся инфраструктуру: на карте города появятся новые гостиницы класса «люкс», магазины и рестораны. Но где же это все разместить? Потенциальному инвестору не всегда удается решить главный вопрос – выделение земли. Кроме того, стометровая зона побережья по российскому законодательству не может стать частной собственностью, а насыпная территория в море может. |
Планируемая длина острова – 2,5 километра, а ширина – 1,5 километра. Общая площадь комплекса должна составить 250 гектаров, площадь застройки – 700 тыс. кв.м, а площадь объектов рекреационной недвижимости – 2 млн. кв.м. Однако есть предположения, что площадь острова, а, вернее, целого архипелага, в конечном итоге составит 330 гектаров.
«Остров Федерации» будет состоять из шести основных и более десяти частных островов. Для строительства потребуется 90000 кубометров песка, который завезут с Украины, из Турции и Краснодарского края, а также 1 000000 кубометров горной массы.
Своим названием проект обязан задумке архитектора, согласно которой, остров будет очертаниями напоминать географические границы Российской Федерации. Даже искусственно воссозданные рельефы территории нашей страны (наиболее крупные) по задумке должны совпадать с реально существующими на карте лесами, холмами и даже реками (каналы, разделяющие острова).
Объекты, которые должны будут разместиться на острове, поделены согласно функциональным признакам: общественно-деловая зона (бизнес-комплекс, спортивные сооружения, религиозные центры, морской вокзал и вертолетная площадка), жилая зона (апартаменты, объекты торговли и сервиса, набережные) и рекреационная (гостиницы, санатории, СПА-курорт, дворец искусств, парки и пешеходные зоны, крытый пляж, аквапарк, яхт-клуб и т.п.).
По предварительным оценкам, «коренными жителями» станут около 20 тыс. человек, а в качестве гостей остров смогут посетить еще 70 тыс. туристов.
Ориентировочная стоимость строительства насыпного острова в Краснодарском крае составляет 285 млн. евро, а итоговая стоимость проекта, по мнению экспертов, будет достигать 9 млрд. евро.
Проект планируется осуществлять за счет привлечения внебюджетных средств. Для осуществления проекта создан консорциум с участием российских и иностранных компаний. Интерес к «Острову Федерации» проявили арабские шейхи. Финансирование проекта будет вестись из Арабских Эмиратов компанией «Allied Business Consultants LLC» («ABC LLC»). После окончания проекта 30% доли островного комплекса достанется петербургской строительной компании «М-Индустрия», которая отвечает за реализацию проекта, 70% отойдет арабскому инвестору, а сам остров перейдет в федеральную собственность.
Проект острова во многом напоминает проекты известных островов «Пальма» и «Мир» в Объединенных Арабских Эмиратах, а там, как известно, экологи давно пришли к выводу, что создание двух искусственных островов негативно повлияло на изменение климата. Сам же архитектор утверждает, что создание насыпного острова в России не приведет к экологической катастрофе, так как согласно проведенным предварительным исследованиям, во-первых, климат Сочи больше отвечает концепции создания подобных островов, а во-вторых, на острове не будет расположено каких-либо производственных предприятий.
По словам автора проекта, затеяв стройку на воде, архитектор обрекает себя на преодоление множества технических сложностей, зато минует многие бюрократические проволочки и другие трудности, возникающие на суше. «Создав остров в форме России и разделив его искусственными реками, мы сможем создать побережье длиной 70 километров. Это будет прекрасное место для жизни и для отдыха». На сегодняшний день проект «Остров Федерация» является самым масштабным из реализуемых проектов в России. Создание насыпного острова способно привлечь дополнительные инвестиции в экономику региона, что является несомненным преимуществом. |
Мировая практика
Идею «остров-карта» нельзя назвать революционной. Проектами устроения насыпных островов прославились, прежде всего, Объединенные Арабские Эмираты.
В Дубае уже идет строительство архипелага «Мир». Этот архипелаг состоит примерно из 300 островов, которые вместе напоминают карту земного шара. Размер гигантской карты составляет девять на шесть километров. Также идет строительство искусственного архипелага «Пальмовые острова» (работы были начаты в 2001 году и завершатся в течение 10-15 лет), непосредственное участие, в котором, приняло архитектурное бюро Эрика ван Эгераата.