Авторизация
Поиск
|
Единый диспетчерский центр: основа управления инженерными системами предприятияЕдиный диспетчерский центр: основа управления инженерными системами предприятияЕдиный диспетчерский центр Вначале 90-х годов XX-го века Центральный Банк Российской Федерации начал полное перевооружение инженерных систем своих подразделений, которых по всей стране насчитывается около 1200 объектов. Проведение такой масштабной по размаху реконструкции было необходимо в силу высокой вероятности выхода из строя систем жизнеобеспечения зданий, а также эксплуатации устаревшего оборудования. Только обеспечив бесперебойную работу инженерных систем, можно гарантировать непрерывность бизнес-процессов банка в целом.
Излишне объяснять насколько критичным для всей финансовой системы страны может стать сбой в работе главного банка страны. Минута простоя электронной системы платежей оборачивается миллионными убытками. Кроме того, непрерывность таких процессов как: связь с биржей, обслуживание счетов, проведение платежей и т.д., – подразумевает работу в режиме 24 часа в сутки, 365 дней в году. Такой режим требует качественно иных подходов к организации бесперебойной и безаварийной работы объектов. Для решения возникшей задачи было разработано следующее решение, получившее название Единого диспетчерского центра (ЕДЦ). Предпосылки создания концепции ЕДЦ Компания "ЧЕРУС" , начиная с 1994 года, проводила комплекс работ по проектированию и внедрению систем инженерного обеспечения в центральном офисе Банка России, а также ряде его подразделений. В комплекс систем инженерного обеспечения объектов входили системы энергоснабжения, системы вентиляции, кондиционирования (в том числе технологического), системы противопожарной защиты. Инженерные системы в принципе требуют высококвалифицированного сервиса, а такого обслуживания, которое соответствовало бы уровню устанавливаемого оборудования, ни у Центрального Банка, ни тем более у других банков, тогда не было.
Изначально, ни руководство ЦБ, ни мы не планировали проводить автоматизацию инженерных систем, но, по мере проведения работ, стало очевидным, что необходима единая система мониторинга и управления всем инженерным комплексом. Во-первых, любое оборудование может выйти из строя, и, следовательно, потребуется время на его восстановление. Кроме того, необходимо не только сократить время реакции на возникающие инциденты, но и иметь возможность предупреждать сбои и отказы в работе систем, всегда знать, что происходит с оборудованием на объекте и получать упреждающие сообщения.
Ранее ситуация обстояла так: реакция происходила только после серии звонков с объекта или, что еще хуже, звонки поступали уже после ряда некомпетентных действий обслуживающего персонала, которые впоследствии приводили к серьезным проблемам с оборудованием. Вторая важная предпосылка внедрения системы контроля – невозможность приставить к каждому виду оборудования соответствующего специалиста: обеспечить присутствие высококвалифицированного электрика, кондиционерщика или иного сервисного служащего, – в каждом из 1200 отделений ЦБ физически невозможно, особенно, если эти объекты находятся в удаленных точках страны.
После проведения комплексного анализа было решено начать работы над созданием системы мониторинга с системы энергоснабжения, поскольку это наиболее критичная система жизнеобеспечения объектов, а наиболее технически сложное оборудование этой системы – ИБП (источники бесперебойного питания). Очень часто обслуживание ИБП или обслуживание дизель-генераторных установок передается фирме, которая проводила их установку, т.е. компания, которая поставляет эти устройства, сама их и обслуживает. Однако, такая зависимость от внешних подрядчиков снижает надежность системы и не всегда осуществима на удаленных объектах.
Итак, первым этапом разработки единой системы стало создание системы мониторинга и контроля работы всех источников бесперебойного питания. Спустя некоторое время специалисты, работавшие в проекте, поняли, что задача намного шире и сложнее, чем представлялось изначально. Во-первых, контролировать необходимо не только систему энергоснабжения, но и весь инженерный комплекс. Во-вторых, стало понятно, что обеспечить бесперебойную работу инженерных систем исключительно программными средствами невозможно (даже используя самые мощные SCADA-системы). Для обеспечения надежной и безаварийной работы объектов необходимо было разработать комплекс организационно-технических мероприятий. Решение пришло в создании Единого диспетчерского центра (ЕДЦ). Главная его задача – контроль и управление всем комплексом инженерных систем крупной территориально-распределенной компании с целью обеспечения стабильной и безаварийной работы. Забегая немного вперед, скажем, что ЕДЦ – это также эффективный инструмент для снижения эксплуатационных расходов компаний. Архитектура решения
Для того чтобы создать электронный паспорт всего объекта, необходимо произвести полную инвентаризацию размещенного на нем оборудования. Это касается не только сложного технического оборудования, но и любых деталей, которые были закуплены, вплоть до запасных фильтров, ремней и пр. Составные части оборудования – фильтры, вентиляторы и т.д. – также подлежат инвентаризации и входят в электронный паспорт изделия и всего объекта.
Электронный паспорт позволяет эксплуатационным службам компании вести учет оборудования и иметь полную картину того, что стоит у них на балансе. С его помощью можно также оперативно получить информацию о том, какие договора обслуживания соответствуют тому или иному установленному оборудованию, какие регламентные работы проведены или планируются к проведению. В электронный паспорт можно вносить сведения о стоимости прогнозируемого ремонта. Это дает возможность сопоставить стоимость обслуживания текущего оборудования и покупки нового. В результате существенно упрощается принятие решений о том, стоит ли дальше обслуживать оборудование или пришло время его заменить.
Таким образом, электронный паспорт позволяет в режиме реального времени вести учет совокупной стоимости владения (Total Over Cost) и всех затрат, связанных с жизненным циклом оборудования. Пример расчета совокупной стоимости владения показан на рис. 2.
Но, вернемся к инвентаризации. На сегодняшний день существует три способа проведения инвентаризации оборудования:
Технологии RFID и штрих-кодирования очень похожи – разница заключается в том, что в случае с RFID считывается не штрих-код, а радиочастотный сигнал. Данный способ инвентаризации очень удобен, если оборудование или система находятся в труднодоступном месте (например, за стеной, за потолком и т.п.). Кроме того, штрих-код крайне чувствителен к воздействиям внешней среды (влажность, температура, солнечные лучи и т.д.), со временем стирается и может утратить способность быть считанным. Метод RFID – наиболее надежный и долговечный, не чувствительный к факторам внешней среды. Кроме того, для считывания RFID-метки достаточно оказаться в зоне действия ее радиочастот (от 5 см до нескольких метров). При этом объект не обязательно должен находиться в зоне прямой видимости. Данное преимущество особенно важно, когда требуется провести не первичную инвентаризацию на объекте, а его повторный аудит.
В результате инвентаризации все данные (не важно, каким из трех способов они были идентифицированы) заносятся в информационную базу, в которой каждому инвентарному номеру соответствует наименование изделия, место его расположения, данные о специалисте или фирме, которые его обслуживают, стоимость технического обслуживания и ремонта и т.д. Важной особенностью ЕДЦ является то, что все информационные системы и Call-центр интегрированы в единое информационное пространство.
Система мониторинга – второй компонент ЕДЦ. Осуществляет регистрацию информации о состоянии объекта и оборудования и представляет ее в удобном для оператора виде. Основной функционал системы – контроль и мониторинг работы всех инженерных систем, расположенных на объектах.
Для системы мониторинга Центрального Банка РФ отдел программного обеспечения "ЧЕРУС" разработал собственный программный продукт "CHERUS-macro system" (monitoring and control of remote object systems). По сути это система класса BMS (building management system), и, конечно, у этого решения есть аналоги на рынке. В качестве системы мониторинга может выступать любая другая SCADA-система, объединенная с системой технического обслуживания и ремонта, являющейся частью электронного паспорта оборудования и относящейся к техническому обслуживанию и ремонту.
Как и любая система контроля и управления система мониторинга имеет классическую трехуровневую структуру. Элементы первого уровня находятся непосредственно на объекте и представляют собой датчики, встроенные в инженерное оборудование. Они фиксируют параметры работы оборудования (напряжение, температуру, и пр.) и передают их на контроллер, который может быть установлен на каждом объекте, или контролировать работу нескольких объектов, расположенных достаточно близко друг от друга. Контроллер преобразует полученную с датчиков информацию в цифровой вид и передает ее в диспетчерский центр, который может быть расположен в любой удаленной точке (например, в центральном офисе). Здесь она отображается на экране монитора оператора в привычном для него формате (графики, электрические схемы и т.д.). Система может быть настроена так, что, в случае поступления критических сообщений, информация дублируется на телефон, пейджер, лэптоп нескольких ответственных лиц. Связь между контроллером и ЕДЦ может осуществляться различными способами: по Интернет-сети, по оптическому кабелю, по радиоканалу, спутниковой связи или любым иным существующим способом. Может быть специально защищена и зашифрована. Таким образом, диспетчерский центр, расположенный в Москве, контролирует работу всех объектов предприятия.
Если, например, происходит сбой в работе приточной установки кондиционера, эта информация транслируется на пункт обработки информации, который представляет собой комплекс программно-аппаратных средств (датчики – контроллер – компьютер). Далее система классифицирует категорию происшествия, идентифицирует событие и выдает регламент необходимых ремонтных работ, а при необходимости и счет на проведение работ. Кроме того, блок обработки (мониторинга) работает не только с текущими отказами, но также с планируемым техническим обслуживанием, и также выдает регламент и счет на планируемые работы. Таким образом, система мониторинга выполняет задачу регистрации и передачи в учетную систему информации о состоянии инженерных систем на объектах. Текущее состояние инженерных систем в режиме on-line отображает на экране монитора в привычном и удобном для оператора виде. В случае же возникновения инцидента, информация о нем автоматически передается в учетную систему, в которой заложен список возможных отказов, определены регламенты работ и сметы работ по их устранению. Таким образом, по некоторому отказу в системе той же приточной вентиляции, система сигнализирует о неисправности, идентифицирует характер неисправности, выдает регламент и смету работ.
Кроме системы мониторинга, фиксирующей информацию о сбоях, в модель ЕДЦ включен Сall-центр. Он представляет собой единую точку входа всех проблем, связанных с состоянием инженерных систем. Операторы центра принимают заявки напрямую от эксплуатационных служб и арендаторов, координируют выполнение запросов по обслуживанию и поддержке элементов инфраструктуры. Основными задачами Сall-центра являются оперативное управление устранением сбоев в работе оборудования и организация работы сервисных служб. Надежность системы Надежность системы обеспечивают все компоненты ЕДЦ:
Результаты На сегодняшний день в Центральном Банке РФ реализована большая часть концепции ЕДЦ. В центральном аппарате банка, расположенном в Москве, внедрена система мониторинга СБГЭ. Количество подсистем данной системы энергоснабжения исчисляется сотнями. Стоит отметить, что на рынке нет недостатка в предложениях систем мониторинга, но принципиальное отличие ЕДЦ состоит в том, что он предлагает комплекс технических и организационных мер, которые, в совокупности, позволяют обеспечить безаварийную эксплуатацию объектов. Система ориентирована на то, что принимать правильные взвешенные решения можно, только создав единое информационное пространство, единую точку обработки всей информации и единый центр принятия решений. |