![]() |
Авторизация
Поиск
|
10 вопросов специалистам10 вопросов специалистам1. Как бы вы охарактеризовали текущее состояние российского рынка автоматизации зданий?
В. Костин: Наша компания успешно развивается, и мы будем и дальше рас ширять свое присутствие на российском рынке. А основная тенденция – это переход от разовых инсталляций к серийным, крупномасштабным проектам.
У. Латыпов: Бизнес Honeywell в России динамично развивается, демонстрируя рост из года в год. А из тенденций можно отметить постепенный отказ заказчика от автоматизации отдельных систем в пользу интегрированных систем управления зданиями, включающих системы безопасности и системы жизнеобеспечения. Другой заметный тренд – повышение требований заказчика к качеству предлагаемого решения и более внимательная и качественная проработка предложений инжиниринговых компаний, лидирующих на рынке.
Б. Либерман: Бизнес нашей компании ориентирован как на частного, так и на корпоративного заказчика. Объемы инвестиций в частное жилищное строительство заметно растут, владельцы элитных квартир и коттеджей с помощью специалистов научились ставить перед собой и подрядчиками все более серьезные и интересные задачи по повышению комфорта и безопасности проживания. У корпоративного заказчика наблюдается стабилизация требований к функционалу систем автоматики. Одна из задач, наиболее востребованная на рынке, – интеграция ERP и инженерных систем. Это требует подключения специалистов по инженерным системам и на ранней стадии реализации проекта, и на этапе «обживания» объекта. При этом перспективные бизнес объекты – центры класса «А» и «В», гостиницы, спортивно-развлекательные и торговые центры, жилые комплексы.
Д. Смелов: Являясь поставщиком оборудования для автоматизации инженерного оборудования, мы наблюдаем постоянное увеличение спроса на подобные системы. В первую очередь это относится к автоматизации систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также систем холодоснабжения. 3. Как происходит разделение отечественного рынка автоматизации зданий по объемам строительства между Москвой и регионами и в каких регионах отмечается наиболее масштабное строительство? В. Волобуев: В последние годы в области автоматизации и IT наблюдается явная тенденция перемещения крупных корпоративных проектов из Москвы в регионы. У «АйТи» развитая сеть региональных офисов. Мы присутствуем практически во всех крупных городах России: Санкт-Петербург, Уфа, Казань, Красноярск, Иркутск, 20 офисов в России, Украине, Казахстане. Значительная часть проектов «АйТи» сосредоточена как раз в регионах. Масштабное строительство ведется в Сибири, Татарстане, Башкирии. Естественно, в Москве и Санкт-Петербурге.
У. Латыпов: Темпы развития и объемы строительства в регионах отстают от московских. Наиболее активное строительство – в крупных индустриальных центрах (см. п. 9). В. Костин: Рынок смещается от Москвы к регионам. Первый шаг – ближайшее Подмосковье, второй – крупные города России. Проследить динамику можно по тенденциям рост стоимости недвижимости. Б. Либерман: По данным, полученным аналитиками отдела рекламы компании «Эlevel Инженер», темпы роста автоматизации зданий в регионах заметно выше, чем в Москве. Сравнивать объемы в Москве и во всей остальной России, на мой взгляд, некорректно. В целом масштабное строительство привязано к деньгам. В регионах – это центры нефти и газа.
Д. Смелов: Безусловно лидирующее положение занимают Москва и Северо-Западный регион во главе с Петербургом, при этом в таких регионах, как Красноярский край, Ханты-Мансийский АО, Татарстан, Башкирия, Самара, Пермская, Саратовская, Свердловская и Нижегородская области отмечается быстрый рост промышленного и делового строительства, а вслед за этим и жилищного.
4. Каковы новые тенденции в технологиях, появившихся на рынке автоматизации зданий?
В. Волобуев:
– Комплексная диспетчеризация инженерных систем и создание ЦДС, для крупных объектов – создание ситуационных центров; – интеграция различных систем, вертикальная интеграция; – внедрение EAM-систем; – рост интереса к аналитическим системам; – аутсорсинг; – активное внедрение разнообразных систем учета ресурсов.
В. Костин: Растущие масштабы проектов диктуют потребность в серийности решений, в снижении затрат на проектную часть работ. Кроме того, повышается требовательность заказчика к срокам выполнения всего проекта.
Д. Смелов: Позитивная тенденция – «укрупнение» технологий, сокращение числа протоколов с одновременным появлением средств сопряжения между ними, уменьшение числа самодельных «умных» домов, вносящих сумятицу в умы заказчиков и дискредитирующих в их глазах саму идею комплексной автоматизации зданий. Торжествуют простые решения! В случае с системами комплексной автоматизации зданий простота – это выбор проверенных технологий и надежного оборудования, залогом которого является крупное серийное производство широкой номенклатуры компонентов, отлаженность программного обеспечения, подробная документация и т.д. Выполнить эти условия сегодня в состоянии только серьезные европейские производители, имеющие большой опыт в решении таких задач. Но уровень российских специалистов позволяет им применять изделия западных поставщиков с большей эффективностью. Мы это видим на примере автоматики для систем вентиляции и кондиционирования, которые приходится разрабатывать с учетом более суровых климатических условий России, нежели, например, Италии.
В. Волобуев: Разнообразие протоколов «полевых шин» – так называемых FieldBus – в области промышленной автоматизации приводит к удорожанию оборудования, усложняет и ограничивает возможности расширения систем, требует использования дополнительных конвертеров и шлюзов, «привязывает» заказчика к оборудованию определенного производителя. В сетевых проектах мы привыкли использовать открытый протокол Ethernet, который является стандартом «де-факто» в области LAN-сетей и практически вытеснил другие протоколы, изначально обеспечивая полную «интероперабельность» оборудования любых производителей. В последние годы стал активно использоваться в MAN, WAN-сетях, для производства – industrial Ethernet. Давать прогнозы не буду, время пока жет. Мы преимущественно ориентируемся на BACnet для различных типов физической среды (Ethernet, RS485), так как наши партнеры – производители оборудования – используют именно этот протокол. При необходимости на полевом уровне используем EIB/KNX, реже – «эшелоновский» протокол.
В. Костин: Будет расти число проектов, построенных на технологиях, обладающих высокой степенью готовности продукта, т.е. с минимальными затратами на проектирование, программирование и монтаж. И здесь хорошие перспективы у LonWorks, несмотря на относительную дороговизну оборудования. В дальнейшем спрогнозировать ситуацию сложно, все зависит от новых разработок конкурирующих технологий.
У. Латыпов: Подавляющее число проектов, выполняемых нашей компанией, – это комплексные решения, где системы, выполненные на основе открытых протоколов, интегрируются через TCP/IP с другими системами, которые используют закрытые протоколы (например, пожарная сигнализация). Другие лидеры рынка, как мне кажется, также движутся в сторону интегрированных решений. Однако процент таких внедрений относительно общего объема невелик.
Б. Либерман: На мой взгляд, сравнивать количество проектов, реализованных на различных протоколах, неправильно, поскольку в настоящее время в России, подчеркиваю, именно в России, такой интересный протокол, как EIB/KNX чаще всего используется в проектах по автоматизации частных жилых строений, количество которых велико, а объемы уступают, в частности, LonWorks, на базе которого реализованы основные крупные проекты по автоматизации зданий (по данным все тех же аналитиков компании «Эlevel Инженер»). Протокол BACnet стремительно развивается в России, но по объемам реализации, тем не менее, уступает LonWorks. Все описанные протоколы – наиболее продвинутые в России, но заказчикам важно не название, а итоговый функционал и стоимость решения.
Д. Смелов: Закрытые протоколы используются крупными производителями систем автоматизации, для упрощения взаимодействия компонентов внутри комплексных систем, построенных с использованием контроллеров только их собственного производства. Связь с системами на основе сторонних, «открытых» протоколов осуществляется с помощью соответствующих шлюзов. Для интеграции в сторонние SCADA-системы предлагаются OPC-серверы и т.д. Как следствие, сосуществование двух подходов к протоколам, используемым в системах автоматизации, сохранится. Процентное соотношение между различными протоколами существенно зависит от характера объекта и его системы автоматизации. И для построения эффективных систем автоматизации специалисты компаний-инсталляторов должны быть знакомы с возможно более широким кругом существующих протоколов.
6. Эксперты оценивают объем российского рынка автоматизации зданий (основное оборудование в ценах для конечного потре бителя) в 220 млн долл. Насколько точна эта оценка?
В. Волобуев: Цифра 200 млн долл. фигурировала в прогнозах 2004 года, из них порядка 70 млн приходилось на Москву. Также попадались прогнозы по росту данного рынка за год на 25–30%. Объективность этих цифр комментировать затрудняюсь, хотя похоже на правду.
У. Латыпов: Мы не проводили детального анализа, потому мне трудно ответить на этот вопрос.
7. Какие проблемы характерны для современного рынка автоматизации зданий и что сдерживает его развитие?
В. Волобуев: Рынок автоматизации объектов недвижимости в России находится на этапе становления, и решения, применяемые здесь, нельзя пока назвать массово тиражируемыми. Требуется накопление определенной критической массы реализованных проектов, положительные отзывы. До сих пор многие строители считают стоимость автоматизации зданий слишком высокой; требуется повышение компетенции в области ИТ и автоматизации специалистов, принимающих решение по выбору технологий, внедряемых в зданиях; обучение проектировщиков, специалистов по эксплуатации зданий с тем, чтобы они могли грамотно влиять на выбор проектного решения для здания. Цепочка «проектирование – строительство – эксплуатация» должна быть единой. И отмечу, что решения в области автоматизации зданий, предлагаемые сейчас, ориентированы в основном на инженерные системы эксклюзивных зданий.
В. Костин: Проблем много. Самая главная – недостаток высококвалифицированных специалистов.
Б. Либерман: На мой взгляд, две основные причины, сдерживающие развитие рынка, – относительно невысокая стоимость энергоресурсов и, как следствие, недостаточно короткие (на взгляд инвесторов) сроки (около 5 лет) окупаемости инвестиций в более «интеллектуальные» здания, связанные с экономией эксплуатационных расходов. Другая причина – отсутствие достаточной нормативной базы на строительство современных зданий, регламентирующих использование комплексной автоматизации зданий.
Д. Смелов: Основной проблемой, сдерживаю щей развитие рынка автоматизации зданий в России, является относительно низкая цена энергоносителей. Это не стимулирует внедрение энергосберегающих технологий, тесно связанных с комплексными системами автоматизации зданий.
8. Как можно преодолеть эти проблемы?
В. Волобуев: Свое мнение по ряду вопросов я уже высказал. Также требуется разработка тиражируемых решений, типовое оборудование и ПО, построенное по принципу конструктора «лего». Данный класс решений будет использоваться на типовых объектах, офисных центрах среднего класса, в гостиницах, государственных учреждениях. На рынке уже появляются интересные российские разработки в этой области.
Д. Смелов: Ситуация с низкой ценой энергоносителей и невысокой заработной платой обслуживающего персонала постепенно, но неуклонно! меняется в сторону приближения к среднемировому уровню. Мудрый и дальновидный хозяин уже сегодня должен закладывать в проектируемые и строящиеся объекты необходимую инфраструктуру, в том числе средства комплексной автоматизации, которые позволят сократить сроки окупаемости и снизить стоимость эксплуатации промышленных, офисных и жилых зданий. Большую роль в этом должны играть публикации в изданиях, подобных бюллетеню «Автоматизация зданий», проведение выставок и другие способы донесения ключевой информации до целевой аудитории – руководителей компаний-разработчиков, крупных собственников объектов недвижимости и т.д.
9. Какие крупные стройки можно отметить и где в ближайшее время ожидается строительный бум?
Д. Смелов: Сырьевой характер российской экономики позволяет предположить дальнейшее развитие нефтедобывающих регионов. Однако бурное развитие ожидается и в таких регионах, как Красноярский край с его алюминиевой промышленностью. Как следствие, это повлечет за собой рост объемов промышленного и жилого строительства.
10. Что бы вы хотели видеть на страницах нашего издания в будущем году?
У. Латыпов: Хотелось бы больше информации о серьезных проектах на промышленных предприятиях, об интегрированных решениях АСУТП и, например, систем безопасности. Кроме того, другой важной темой является обслуживание как слаботочных систем здания, так и всех инженерных систем. Наша компания готова поделиться опытом в данных областях.
Б. Либерман: Больше информации о новых технологиях, реализованных проектах.
|