В мае-июле 2005 года компания «Литвинчук Маркетинг» при поддержке Ассоциации BIG-RU провела углубленное изучение рынка автоматики для вентиляции и кондиционирования воздуха.
Российский рынок автоматики для вентиляции и кондиционирования воздуха сформировался в середине 90-х годов, с первыми массовыми поставками импортного оборудования систем центрального кондиционирования и вентиляции, нуждавшегося в системах автоматики. Неудивительно, что на рынке автоматики сформировались такие же сегменты, как и на рынке вентиляционного оборудования. При этом на каждом из них лидерство захватили разные поставщики и производители.
Знание места каждого сегмента в общем объеме продаж является ключом к пониманию структуры и динамики российского рынка BAS.
Первый сегмент – автоматика для систем центрального кондиционирования воздуха, в основном оборудование для автоматизации работы AHU (чиллера поставляются полностью укомплектованными). До 1999 года этот сегмент был практически полностью занят продукцией компании Honeywell.
Во втором сегменте – автоматика для модульных систем вентиляции – изначально доминировала продукция компании Regin, поставляемая в том числе под ОЕМ-брендами.
В третьем сегменте – автоматика для систем пожарной вентиляции (приводы для огнезадерживающих клапанов и клапанов дымоудаления) – вплоть до 2004 года было лишь два производителя: «ВИНГС-М» и «Файер», причем оба использовали приводы Belimo. Такая ситуация обусловлена невозможностью сертифицировать в пожарном ведомстве как новые импортные, так и новые отечественные клапаны.
Сегодня это разделение выражено менее явно. Во всех трех сегментах рынка успешно работает целый ряд производителей и продавцов,хотя при этом и сохранились определенные предпочтения.
Используемую в настоящее время автоматику можно разделить на два уровня. Первый – автоматика, минимально необходимая для работы оборудования HVAC. В таблице она выделена серым цветом. Второй уровень – автоматика для включения систем HVAC в BAS здания (выделена черным). В 99% случаев эта автоматика используется с системами центрального кондиционирования, а модульные системы вентиляции и пожарные клапаны практически не диспетчеризируются.
Исследование показало, что основные производители автоматики активны именно в этом сегменте рынка, и поэтому, давая оценку российского рынка автоматики для HVAC, обычно ориентируются именно на него.
Российский рынок HVAC оборудования в 2005 г. (в ценах для конечного потребителя без учета стоимости автоматики). |
Из таблицы видно, что доля автоматики, устанавливаемой на системах центрального кондиционирования воздуха, стабильно составляет 36% общей емкости рынка автоматики для HVAC, а внутри сегмента растет доля автоматики, использующейся для включения оборудования HVAC в BAS. При этом для автоматизации систем центрального кондиционирования попрежнему предлагается в основном оборудование AHU. Комплект автоматики для AHU обычно стоит 1,5-3,5 тыс. евро в зависимости от «начинки» и производительности установки.
Сегмент автоматики для пожарных клапанов занимает существенную часть рынка, однако его доля уменьшается. С 2003 по 2005 год она сократилась с 23% до 18%. Автоматика в этом сегменте рынка представлена более чем на три четверти электромеханическими приводами пожарных клапанов. И наконец, самый большой и быстрорастущий сегмент рынка: автоматика для модульных систем вентиляции. Его динамика связана с опережающим ростом рынка модульных систем вентиляции. При необходимости обеспечить приток до 5 тыс. куб. м за 1 час такое оборудование оказывается намного дешевле AHU. С 2003 по 2005 год доля автоматики для модульных систем вентиляции в общем объеме продаж автоматики для HVAC увеличилась с 41% до 46%. Такое положение вещей, типичное для Скандинавии, но крайне нетипичное для Европы в целом, определяет ряд важнейших особенностей российского рынка.
Во-первых, автоматика для модульных систем вентиляции проще и дешевле, чем для AHU. (В среднем комплект автоматики на одну приточную систему данного класса стоит порядка 800 евро).
Во-вторых, доминирование автоматики для модульных систем вентиляции дает весьма специфическое соотношение контроллеров и сенсоров. На один контроллер (включая регуляторы нагрева и скорости вращения вентилятора) приходится всего два сенсора. В-третьих, при такой структуре рынка доли различных производителей представляют собой весьма непривычную картину. Причина очевидна: дистрибьюторы, продающие модульные системы вентиляции, одновременно являются основными поставщиками автоматики для этого оборудования. Поэтому они нередко используют автоматику, выпускаемую производителями вентиляционного оборудования (прежде всего регуляторы скорости) и предлагаемые ими OEM-продукты.
|
Структура рынка автоматики для HVAC по сегментам климатического рынка в дилерских ценах, в млн. евро. Учитывается только стоимость оборудования